Скрипникова Наталья Николаевна - учитель физики
2013-11-13

Методика организации экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике в рамках психологического практикума.

Учитывая возрастные особенности учащихся подросткового возраста, можно сформулировать следующие рекомендации при организации процесса обучения в основной школе, особенно на первых этапах обучения предмету.

  1. При изучении принципа устройства приборов, демонстрации наглядных пособий и построении образных моделей возможны ошибки учащихся в восприятии пространственных соотношений. Поэтому перед демонстрацией необходимо уточнять, на что в первую очередь нужно обратить внимание.
  2. При построении моделей на уроке необходимо широко применять цвет.
  3. Упражнения, задания, выполняемые на уроках учащимися должны способствовать не только усвоению знаний, но и развитию воображения.

Не менее важным является создание образа через рисунок, графическое представление, чувственное восприятие. Все это дает физический эксперимент. Разберем какие затруднения испытывают учащиеся при изучении темы "Строение вещества".Эта тема является сложной для восприятия, так как в ней идет речь о телах, явлениях, невидимых невооруженным глазом и даже при помощи обычных микроскопов. Учащиеся из мира реальных предметов, частью которого являются оно сами, попадают в загадочный мир частиц, который кажется неправдоподобным вследствие скрытности для человеческого глаза. В этом мире действуют свои законы, в нем нельзя измерить массу, размеры, скорость частиц с помощью приборов и методов, уже известных ученикам и которыми они привыкли пользоваться в повседневной жизни. Они могут судить лишь косвенно по внешним признакам вещей и явлений. Поэтому изучение темы "Строение вещества" требует высокого уровня воображения. Воображение - это очень сложный процесс, который основывается на воспринятых впечатлениях. Некоторые упражнения, приведенные  на личном сайте учителя физики Скрипниковой Н.Н. http://naitli65.wix.com/sknn   по теме "Строение вещества" позволяют активировать такой способ учебной деятельности, как восприятие и описание.