Тема урока: «Углеводы. Классификация углеводов. Глюкоза — альдегидоспирт»
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
- Образовательные:
- дать общее понятие об углеводах, как о полифункциональных органических веществах
- рассмотреть классификацию углеводов по различным признакам
- показать значение отдельных представителей этого типа соединений
- уметь ставить проблему и решать её
- уметь производить эксперимент для решения теоретических задач - Развивающие:
- развивать у учащихся мышление. На основе экспериментальных данных делать выводы - Воспитательные:
- многогранность органических веществ и их применение
- богатство органического мира
- взаимопомощь и сотрудничество
- повышение самооценки учащихся, а значит и психического и физического здоровья
Задачи урока:
- Совершенствовать знания о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы.
- Способствовать Совершенствованию интеллектуальных умений (анализа, прогнозирования, умения устанавливать причинно- следственные связи).
- Продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности, как основному способу получения знаний в химии.
Оборудование и реактивы:
Мультимедийный проектор, мультимедийные презентации, карточки на столах, учебник химии, рабочая тетрадь. Штатив с пробирками под номерами, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель. глюкоза(кристаллическая и раствор), сахароза; растворы AgNO3, NH3, Na2CO3, NaOH, H2SO4; спиртовый раствор резорцина( или тимола, или а-нафтола). Глицерин, сульфат меди, гидроксид натрия, метаналь.Инновационные технологии: проблемные технологии, групповая работа, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы.
М.В. Ломоносов
Ход урока:
I. Общее представление об углеводах
Тростниковый сахар был известен людям достаточно давно. Родиной сахарного тростника считается Индия. В соке этого растения содержится углевод сахароза, который мы привычно называем сахаром. Белые твердые куски, похожие на камни, использовали не только для придания сладкого вкуса пище, но и как лекарственное средство. В 16 веке он был завезён на Кубу и другие острова Карибского моря. Примерно в то же время сахарозу стали завозить в Европу. «Главной сладостью» в европейских государствах с давних времён был мёд и продукты на его основе. На первых порах сахар был заморской диковинкой и непозволительной роскошью. Потребность в новом продукте резко возросла, когда в европейских странах в моду вошли чай и кофе. Естественно стали предприниматься попытки получения сахара из растений, произраставших в более холодных климатических условиях Европы..- Производство сахара из свеклы связано с именем Андреаса Сигизмунда Марграффа, немецкого химика и металлурга. А.С. Марграфф одним из первых , применил в химических исследованиях микроскоп, с помощью которого и обнаружил в 1747 году кристаллы сахара в свекольном соке. К середине 19 века химикам было известно уже около десятка веществ, обладающих схожими с сахарозой свойствами. Из сладких плодов и ягод был выделен виноградный сахар, названный впоследствии глюкозой. В составе мёда обнаружен углевод, очень похожий на глюкозу, но в отличие от неё очень трудно кристаллизирующийся. Его назвали плодовым сахаром. Теперь химики называют его фруктозой. Из молока млекопитающих ещё в 17 веке был получен кристаллический молочный сахар (лактоза).Несмотря на столь разные источники получения углеводов, различную степень их сладости, химики с удивлением констатировали, что состав этих веществ мог быть выражен формулой Cn(H2O)m . Это и послужило появлению исторически сложившегося названия подобных веществ — УГЛЕВОДЫ. Хотя состав некоторых углеводов не соответствует этой формуле, например формальдегид CH2O, уксусная кислота C2H4O2 и, наоборот, многие вещества с таким составом не являются углеводами, например дезоксирибоза C5H10O4 - углевод.
Эпиграф на экран
- Как вы думаете, почему я взяла эти слова эпиграфом к уроку?
- Чем мы будем заниматься, исходя из этого эпиграфа?
- Сегодня у нас будет не проведение опытов, а проведение эксперимента.
- Чем на ваш взгляд отличается опыт и эксперимент?
- Опытом называется воспроизведение какого -нибудь явления, экспериментальным путём. Создание чего-нибудь нового.
Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы, затем её проверку с помощью опыта и, наконец, вывод, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу.Так вот сегодня на уроке наша задача будет состоять в следующем: сделать вывод о природе неизвестного вещества на основании проведенного эксперимента. Давайте договоримся, что будем понимать под природой вещества(Состав — строение — свойства -) схему закрепляем на доске
II. Повторение ранее изученного материала.
Чтобы грамотно провестиэксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических воспросов, на которые мы будем опираться в ходе эксперимента. (Основные положения теории химического строения А.М Бутлерова)
- Вспомните классы органических веществ, которые содержат кислород?
(Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры — таблички прикрепляем на доске); - Подойдите к столу и выберите лист с формулой соответствующего классу вещества и прикрепите его под табличкой.
- С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт?
(взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди2. Признак реакции — изменение цвета с голубого на ярко-синий.
Качественной реакцией на альдегиды является реакция с аммиачным раствором окиси серебра. Признак реакции — образование осадка серебра - «серебряного зеркала» на стенках пробирки)
III. Проведение эксперимента
Повторение техники безопасности.
Итак, перед вами три пробирки с растворами веществ, все они килородосодержащие. С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье неизвестное вещество. Задача данного этапа — обнаружить, в какой пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Для этого содержимое каждой прбирки разольем в две. В одну из пробирок добавим немного гидроксида меди2, в другую аммиачного раствора оксида серебра. Так же поступаем со второй пробиркой , и с третьей. Результаты наблюдений заносим в таблицу, которая находится у вас на столе.
IV. Оформление результатов и заполнение таблицы
Номер пробирки |
Результат действия на содержимое пробирки гидроксидом меди2 |
Результат действия на содержимое пробирки аммиачным раствором оксида серебра |
Вывод о составе содержимого пробирки |
Альдегидная или спиртовые группировки |
№1 |
||||
№2 |
||||
№3 |
- Какие выводы можно сделать по данным экспериментальных наблюдений?
- Какие свойства проявляет неизвестно вещество, находящиеся в третьей пробирке?
- Знаете ли вы формулу такого вещества?
V. Решение задачи
Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав
Задача. Вещество в пробирке №3 имеет следующий качественный состав:
W(C) =40% W(H)=6,7% W(O)=53,3%
Молярная масса неизвестного вещества равна 180 г/моль
Найти формулу неизвестного вещества.
VI. Составление формулы неизвестного вещества
- Какой постулат А.М. Бутлерова нужно вспомнить при определении формулы неизвестного вещества
(По строению вещества можно определить химические свойства, а по свойствам строение вещества)
А теперь, зная формулу C6Y12O6 и химические свойства на основании экспериментальных данных, попробуем составить его структурную формулу. Помните:
- атом углерода всегда 4-х валентен
- вещество содержит одну альдегидную группу;
- вещество содержит несколько гидроксильных групп. Это вещество называется глюкоза.
Вы обратили внимание, что в начале урока не была сформулирована тема.
Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Запишите варианты тем на рабочих листах. Наиболее четко и неординарно сформулированная тема записывается на доске – «Глюкоза – альдегидоспирт»
VII. Подведение итогов
- вспомните, какая задача была поставлена перед вами в начале урока?
- какой результат Вы получили?
- есть ли среди Вас ученики, которые сегодня сделали для себя маленькое открытие?
Домашнее задание
- подготовить сообщение о практическом значении глюкозы.
- значение углеводов в жизнедеятельности живых организмов, в частности в жизнедеятельности человека