Тема. Счет предметов. (1 класс)
Цель: актуализировать знания о счете, учить общению с учителем и совместной работе в коллективе; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Оборудование: картинки с изображением вагонов, паровоза, живоиных , числовые фигуры.
Ход урока. Самоопределение к учебной деятельности.
- Организационный момент
- Выявление умения ориентироваться в пространстве
Учитель моделирует на доске поезд, используя цветные геометрические фигуры и рисунки с изображением веселых пассажиров.
На поезде, который состоит из паровоза и вагонов, мы поедем в замечательную страну «Математика» и с нами вместе поедут веселые друзья: Котенок, Собачка, Медвежонок, Обезьянка и Попугай.
Рассадите их по вагонам. Поезд открывается.
- Как узнать, в каком направлении он движется?
Первым едет паровоз. Он едет налево.
Значит, поезд движется налево.
Кто едет в первом вагоне? ( Котенок)
Покажите первый вагон.
- Кто едет в последнем вагоне? (Мартышка)
Покажите последний вагон.
- Кто едет за Собачкой? (Медвежонок)
- Кто едет за Медвежонком? (Попугай)
Поезд подъезжает к станции.
Учитель прикрепляет на доску модель станционного домика и предлагает первоклассникам на доске справа от поезда рисунок с изображением елки, а слева - березы.
- Вот и первая остановка. Друзья вышли погулять. В это время рабочие перевели паровоз. Учитель переносит модель паровоза слева направо.
Куда теперь поедет поезд? (Направо)
Помогите друзьям снова занять свои места. Выясняется, что пассажир, который ехал в первом вагоне, теперь едет в последнем , и наоборот.
II. Выявление умения вести счет предметов.
- На следующей станции Медвежонка встретил его друг Ежик. он принес Медвежонку банку малинового варенья. Как объяснить Ежику, в каком вагоне едет Медвежонок, ведь вагоны все похожи?Расскажите, чем похожи вагоны? ( Они похожи формой).
(Все вагоны имеют по 2 колеса и одному окну)
- Чем отличаются вагоны?
(Цветом: два вагона красного цвета, один синий, два- желтых)
- Можно сказать Ежику, что Медвежонок едет в красном вагоне? ( Нет , красных вагона два, он может перепутать).
Если ученики не предлагают посчитать вагоны, то учитель высказывает эту идею от лица Попугая.
- Попугай говорит : «Смотрите, я еду в первом вагоне. За мной едет Медвежонок».
Дети, в каком вагоне едет медвежонок?
( Во втором)
Затем учитель предлагает первоклассникам почитать вагоны.
- Сколько всего вагонрв? (5)
- Кто едет в третьем вагоне? в пятом? в четвертом?
Сможете ли вы ответить на эти вопросы, если я закрою поезд занавеской? ( Нет)
III. Выявление умения сравнивать предметы по различным признакам.
Поезд приехал на следующую станцию. Ежик встретился с Медвежонком и подарил ему банку варенья. Ежик тоже захотел поехать в нашем поезде. Давайте прицепим вагоны для него. Он должен быть такой же , как у Медвежонка.
Ученики выбирают подходящий, сравнивая их по цвету, количеству колес.
IY. Выявление умения соотносить число и множество предметов.
Вызванный ученик прицепляет вагон к поезду.
Учитель предлагает снова сосчитать вагоны.
После того, как назван номер последнего вагона (шестой), учительспрашивает:
Сколько всего вагонов? (Шесть)
Y.Формирование умения соотносить фигуры и соответствующее количество предметов.
Откройте учебник на стр. 3. Рассмотрите картинку. Как вы думаете почему возле апельсина нарисован один синий кружок, а возле черешен- два? Что обозначают три синих кружка возле помидоров, четыре кружка возле желудей?
Затем учитель прикрепляет к доске картинки с изображением различного количества предметов . Ученики должны установить между ними взаимнооднозначное соответствие.
Учитель предлагает первоклассникам выбрать карточку с наибольшим и с наименьшим
количеством предметов, точек. Если дети справляются, то можно предложить им поставить карточки по возрастанию количества предметов или точек ( от 1 до 5до 6)
YI.Развитие образной памяти, внимания и наблюдательности.
Учитель оставляет на доске карточки с изображением предметов. Он предлагает ученикам запомнить, что нарисовано на карточках. Затем учащиеся закрывают глаза, а учитель убирает какую-либо карточку. Дети должны рассказать. какую карточку он убрал и сколько предметов на ней было.
YII. Выявление умения вести счет предметов.
Учебник на стр. 4. Рисунок с изображением лесной школы.. Первый ученик будет задавать вопрос со словом «Сколько» ?, второй ставит на доску карточку с изображением соответствующего количества точек, а третий будет говорить, сколько точек на карточке.
Итог урока.