Работаем по ФГОС.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Ф.И.О. учителя |
Неделькина Ирина Витальевна
|
|
|
Предмет
|
Русский язык |
Тема урока
|
Диалогическая и монологическая речь |
Место урока в изучаемой теме
|
Первый урок по теме |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Дидактическая цель |
Создать условия усвоения детьми новых знаний по данной теме |
Задачи урока Образовательная |
Формировать умение различать монологическую и диалогическую речь, строить монологи и диалоги |
Развивающая
|
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные : исследование лингвистического материала, работа с информацией |
Воспитательная
|
Прививать любовь к русскому слову, воспитывать чувство сотрудничества, формировать внутреннюю позицию учащихся |
Методы обучения |
Создание проблемных ситуаций |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Фронтальная работа, групповая работа , работа в парах, индивидуальная работа |
Средства обучения
|
Компьютер. Русский язык:5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. ( Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, под ред. Н.М.Шанского). – М.: Просвещение, 3 изд., 2014. Сказочная повесть А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города».. Таблица ««Диалогическая и монологическая речь».
|
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Источники обучения |
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) |
Организует «эмоциональное вождение в урок», предлагая детям выступить в роли учёных. Просит прочесть тему урока. - Не правда ли, на первый взгляд очень трудная тема? Такие сложные, непонятные слова. Предлагаю сегодня представить себя учёными, провести небольшое, но всё же научное исследование, для того чтобы понять, что же это такое «диалогическая и монологическая речь».
|
Подготовка класса к работе. Читают тему урока, отвечают на вопросы. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование;. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
|
2. Подготовка к работе на основном этапе. |
Помогает учащимся выявить объект исследования и определить его конечный результат? -Что является объектом нашего исследования? Что станет результатом нашей работы?
|
Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
Регулятивные: прогнозирование результатов. |
|
3. Усвоение новых знаний и способов действия. |
Организует работу по исследованию лексического материала. - Познакомьтесь с записью на доске: монорельс,моноспектакль,монокль. Какие слова содержат в своём составе часть моно- ? Что общего в значении этих слов? Перечислите слова с частью диа-: Диагноз,диаграмма,диапазон. Что их объединяет? Что общее в словах:логика,каталог,филолог? - Подберите синонимы к слову диалог, к слову монолог. - Мы готовы сделать первый вывод. Заполните первую часть таблицы.
Предлагает учащимся вспомнить героев повести. Помогает учащимся на основе предложенных отрывков изучить структуру диалога и монолога.
- Кто эти сказочные персонажи-участники диалога? Как они выглядят? Опишите их. Из чего строится их диалог? Связаны ли реплики между собой?
-На что жалуется герой-повествователь в своём монологе? Что представляет собой его речь? Заполните вторую часть таблицы.
В процессе беседы подводит учащихся к выводу об отношении диалога и монолога к устной и письменной речи. - Наши сказочные персонажи беседуют на улице, на дороге вымощенной жёлтым кирпичом. При каких речевых ситуациях ещё возможен диалог? Перечисленные ситуации характерны для устной или письменной речи? Когда и с какой целью мы используем монолог? Заполните третью часть таблицы.
Обращает внимание на знаки препинания при диалоге и монологе. |
Читают рубрику «Лингвистическая кладовая», проводят сравнительный анализ лексического значения слов, делают выводы.
Подбирают синонимы к словам диалог - беседа, разговор; монолог -выступление, размышление, рассказ.
Учащийся читает отрывок .
Отвечают на вопросы.
(Из реплик. Связаны, дополняют друг друга.
Учащийся читает второй отрывок.
Отвечают на вопросы (Текст на определённую тему). Формулируют выводы наблюдений. Заполняют таблицу.
Приводят примеры речевых ситуаций.
Формулируют выводы наблюдений. Заполняют таблицу.
Запись в тетрадь.
|
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. Общеучебные: Моделирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Логические: анализ, сравнение, синтез.
|
Учебник, ч.2, стр.11
Таблица на слайде или распечатана для каждого ученика (заполняется в процессе урока) . – см. приложение.
Сказочная повесть А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Таблица на слайде (заполняется в процессе урока) – см. приложение.
Таблица на слайде (заполняется в процессе урока) – см. приложение.
На доске схема диалогической речи |
4. Контроль и самооценка новых знаний и способов действия. |
Выявляет степень усвоения первичных знаний. - Расскажите, опираясь на таблицу, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи.
Организует работу в парах. - На сегодняшнем уроке нашими помощниками стали герои сказки А.Волкова. Давайте и мы окажем им ответную помощь. Видимо, собеседники героя-повествователя не знакомы с правилами речевого этикета. В их речи нет слов вежливости . В парах составьте монолог, в котором вы познакомите сказочных персонажей с образцом правильной речи. Составьте диалог –разговор двух героев, учитывая правила речевого этикета. |
Систематизируют материалы наблюдений, подводят итоги исследования, строят научный текст.
Работают в парах: создают монолог и диалог. Представляют свои работы.
|
Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
Учебник, ч.1, стр.11 8
|
5. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Даёт комментарий к домашнему заданию.
Домашнее задание (по выбору учащихся). 1.Продолжите разговор двух героев сказочной повести А.Волкова ещё одним диалогом Элли с новым героем. При оформлении диалогов опирайтесь на теоретический материал параграфа 49. |
Называют основные позиции нового материала. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция ; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
|
5. Рефлексия |
- Кому на сегодняшнем уроке вы бы присвоили учёную степень? Доволен ли каждый из вас своей работой? За что ты хочешь похвалить себя и одноклассников?
|
Оценивают результаты работы. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
|
Приложение №1
Таблица «Диалогическая и монологическая речь»
|
Диалог |
Монолог |
|
Несколько |
Один |
|
Реплики, связанные между собой и дополняющие друг друга |
Текст на определённую тему, построенный по плану и замыслу автора |
|
Первична – устная речь |
Встречается как в устной, так и в письменной речи |
Приложение №2 – раздаточный материал - МОНОЛОГ
Отрывок из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Чучело сказало :
-Меня надо снять с забора. Очень скучно торчать здесь день и ночь и пугать противных ворон, которые ,кстати, меня совсем не боятся. А одна ворона мне сказала , когда я с ней ссорился, что у меня в голове солома. Она уселась нахально на моё плечо и клюнула меня в щёку. Я сумел ловко сбросить её с плеча и даже схватил ворону за крыло. А она сказала, что если бы у меня были мозги , а не солома в голове, то я был бы как все люди. А так я ни на что не годен.
И Страшила зарыдал.
Приложение №3 – раздаточный материал - ДИАЛОГ
Отрывок из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ногой по земле, представилось девочке :
-Страшила!
-Что ты говоришь? – не поняла Элли.
-Я говорю: Страшила. Это меня так назвали. Ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?
-Элли.
-Красивое имя! - сказал Страшила.
Элли смотрела на него с удивлением. Она не могла понять , как чучело, набитое соломой и с нарисованным лицом, ходит и говорит.